3. Что можно, а что нельзя маленькому щенку и подростку

По сути своей, воспитание сводится к объяснению щенку и подростку, что можно и чего нельзя делать. Для этого не нужно команд, нет необходимости выделять специальное время. Вы воспитываете своего щенка в постоянном общении, корректируя его поведение. Ведет себя хорошо, — похвалили, приласкали, делает что-то не так, привлекает к своей персоне излишнее внимание, — одернули, прикрикнули, шлепнули (уж что заслужил, то и получил). Слишком разыгрался, вошел в раж, — прекратили игру и отправили в вольер, в контейнер, в другую комнату… Воспитывайте своего щенка так, чтобы именно вам было удобно и приятно с ним общаться.

Не обращайте внимания на то, как воспитывает своего питомца сосед. У каждого человека свои представления о «правильной» собаке. В конце концов, вы же воспитываете своих детей так, как считаете нужным, а не так как вас учат это делать приятели. Еще до того, как приведете щенка в дом, решите для себя, что можно будет делать взрослой собаке, а что нельзя. Эти правила общежития необходимо объяснять со щенячьего возраста, поскольку переучивать взрослую собаку крайне сложное и зачастую бесполезное занятие.

Простой пример: многим не нравится присутствие собаки в спальне. Тогда с самого первого дня в доме щенок не должен туда попадать вообще. Это очень важный момент, т.е. никаких «пусть зайдет на минуточку», «ну только сегодня вечером, в порядке исключения». Маленький щенок – животное любопытное и консервативное. Любопытство толкает ее на исследование нового, неизведанного. Зайдя на минуточку, щенок узнает, что за дверью есть очень интересное помещение, которое он толком не успел рассмотреть. В результате, он будет прилагать массу сил, чтобы проникнуть в спальню вновь, лучше всего без хозяев и все внимательно, ну очень внимательно изучить.

А вот нарушение запрета самими владельцами приводит к тому, что консерватизм привычек оказывается под угрозой. С точки зрения щенка ситуация перестает быть ясной: в спальню входить нельзя, но хозяева сами позвали, — значит можно, или все-таки нельзя?! Разрешается такой внутренний конфликт единственным образом: хозяева сами не знают, что им от собаки надо, следовательно, все их запреты – всего лишь минутный каприз.

Поощрение, ласка должны преобладать над наказаниями. Количество запретов должно быть небольшим, а сами они понятны собаке. Например, если вы не хотите, чтобы пес валялся на вашей кровати, не позволяйте ему забираться в кресло и, тем более, спать на диване. Ведь для собаки все эти предметы имеют гораздо больше сходства, чем различий. С самого первого дня щенку дают понять, что есть требования человека, обязательные для исполнения. Основное из них – это возможность хозяина проделать с собакой любые манипуляции, которые он, хозяин, считает необходимыми.

Допустим, щенку надо дать таблетку, сделать укол, вычесать линяющую шерсть, почистить уши и т.д. Любую из этих процедур хозяин выполняет, не взирая на сопротивление собаки и с полной уверенностью, что он обязательно добьется своего. Да, щенок может вырываться, взвизгивать, попытается сбежать. Отловите, зафиксируйте; не справляетесь в одиночку, пусть поможет кто-нибудь из домашних, но в конечном итоге таблетка должна быть проглочена, лекарство введено, шерсть расчесана, уши почищены. Если щенок пытается рычать и кусаться, не вздумайте оставлять ее в покое, мол, отдохнет и одумается. Одумается он единственным образом – при следующей попытке начнет кусаться сразу и всерьез. Любая попытка агрессии против хозяина должна пресекаться немедленно, с той степенью жесткости, которой она заслуживает и на которую собака реагирует адекватно. Один щенок прекращает скалиться в ответ на окрик, другого надо шлепнуть по морде, чтобы привести в чувства, а третьего приходится поднимать за шкуру на холке и трясти как грушу, пока не погаснет в его глазах огонь ярости.

В последнее время в статьях разгорелась целая дискуссия на тему, бить или не бить, и что делать с доминантными собаками. Кобель или сука могут быть сверх доминантами по отношению к своим сородичам. Человеку — можно и нужно только подчиняться. Любая форма агрессии против хозяина противоестественна! Именно это требуется объяснить щенку как можно раньше. Не надо, разумеется, держать его в ежовых рукавицах, но объяснить ей границы ее свободы – необходимо.

Иные щенки очень рано проявляют своеволие, с такими проще всего. Лязгнул зубами при попытке, например, осмотреть эти самые зубы – получил выволочку. При правильно дозированном воздействии урок редко приходится повторять. Другой растет, что называется, не замути вода: ласковый, покладистый. Такого щенка придется спровоцировать, иначе он улучит для проверки своих возможностей самый неудобный для хозяина момент. Классический вариант – осмотр зубов на выводке. Хозяева волнуются, тут-то возбужденный обстановкой и их эмоциями воспитанник и показывается во всей красе. Сначала пес мотает головой, рвется с поводка, когда же владельцы трясущимися руками все-таки пытаются открыть ему пасть, то, бывает, что кровь с этих рук течет ручьем. Щенок нашел идеальное место, чтобы показать характер и продемонстрировать доминирование. Самое обидное, что и сделать-то с ним в этом момент ничего нельзя – в ринге грубое обращение с собакой однозначно карается дисквалификацией владельца. То-то удовольствие от первой выставки – на всю жизнь запомнится!

Во избежание подобных сюрпризов придется смоделировать конфликт в том месте и в то время, которые удобны вам. Только не ждите, пока щенок наберется сил, и его самомнение станет непомерным. Спровоцируйте щенка на агрессию. Проще всего использовать пищу. Дайте голодному щенку большой кусок мяса или кость. Вцепился зубами, начать грызть. Отлично, вот теперь волшебное слово «Дай» строгим, но спокойным голосом, и вынимайте кусок из пасти. Скорее всего, собака покрепче стиснет челюсти, — разжимайте, вы знаете, как это правильно делать. Вот если зарычит, щелкнет зубами, немедленно накажите. Скорее всего, щенка придется взять за шкирку и как следует потрясти. Если не отдает, удерживайте одной рукой в воздухе, а другой заворачивайте верхнюю губу внутрь пасти. Никуда он не денется, кусок сам выпадет. Не забудьте прокомментировать свои действия, отчитайте собаку словесно, это она прекрасно поймет. Если щенок, когда его отпустили, все еще пребывает в «горячке боя» и пытается на вас бросаться, придется пустить в ход последний аргумент — хлыст, арапник, поводок и т.п.

Упорно циркулирует идея, что нельзя наказывать поводком, мол, собака будет его бояться, что она свяжет его с наказанием. На мой взгляд, единственный способ выработки такой связи – это порка поводком по сто раз на дню без повода и выгул собаки без поводка. Даже маленький щенок понимает, что был наказан за дело и его совершенно не волнует предмет воздействия. Если под рукой ничего нет иного, протяните распоясавшегося пса поводком, только не отступайте. В конце концов, мама-сука бьет щенков зубами, но что-то никто из них не падает в обморок при виде ее раскрытой в приветствии пасти.

Помните всегда, что наказывать щенка нужно с холодной головой. Ни в коем случае не давайте волю эмоциям. Разумеется, вы можете сердиться, и щенок должен почувствовать, что вы им очень недовольны, но не более того. Впасть в ярость, выплеснуть на животное все, что накипело за день или неделю – нельзя! Наказание должно быть соразмерно проступку, взбешенный же собственными проблемами и срывающий зло на собаке хозяин не контролирует себя. В результате или запугивание молодого и потеря контакта с ней, либо воспитание упрямого фаталиста.

В последнем случае молодой пес ожесточается в прямом смысле, ведь что он ни делает, в итоге все равно гнев хозяина. Такая собака на мягкие порицания уже не реагирует, а сильные наказания переносит стойко, не делая (и справедливо) из них никаких выводов. Битье же подростка, взрослой собаки однозначно показывает, что владелец что-то упустил в воспитании, дал конфликту вызреть.

По сути, битье – это педагогическая ошибка, которая к тому же, скорее всего, обернется поражением хозяина. Если уж дело дошло до вооруженного конфликта, то собака однозначно лучше к нему подготовлена от природы. По быстроте реакции и уязвимости к травмам даже спортсмен сильно уступает взрослой собаке, что уж говорить о горожанине – жертве гиподинамии. Конфликт со взрослой собакой надо доводить не до драки с ней, а переводить в ситуацию, когда животное подчинится без физического воздействия.

Приходится быть внимательным, чтобы замечать изменения в настроении, в поведении питомца, и гасить конфликт в зародыше. Вот яркий пример. Вывожу на утреннюю прогулку взрослого кобеля. Он направляется к выгулу, где уже бегают другие собаки, держа в пасти изрядную кость. Понятно, что свежая кость – прекрасный повод для драки, надо, чтобы он ее оставил «дома». Однако на словесное предложение бросить кость пес не реагирует, а при попытке отобрать ее, угрожающе рычит. Воевать с кобелем весом под семьдесят килограммов не входит в мои планы, единственный выход – напомнить собаке, «кто в доме хозяин». Далее следует хождение по команде «Рядом» с поворотами и посадками. Примерно через пять минут работы, когда собака уже явно забыла о собственном горячем желании заявиться в выгул с «гостинцем», после выполнения очередной команды «Сидеть» поощряю пса кусочком лакомства. Он с готовностью выплевывает кость, — наконец-то нашел повод от нее избавиться, и, не оборачиваясь, все так же по команде «Рядом» отправляется в выгул.

Все, «статус-кво» восстановлено: я – вожак, а он – подчиненный.